Чи раціонально скасовувати Господарський кодекс України?
Як для бізнесу, так і для держави раціональним є шлях скасування Господарського кодексу України, втратившого свою актуальність ще наприкінці радянської епохи, і переходу до нормального регулювання цивільно-правових відносин між підприємцями через Цивільний кодекс України та спеціальні закони.
Чому? Читайте у коментарі молодшого юриста EVERLEGAL Максима Миколюка для профільного видання "Юридична Практика" нижче або ж за посиланням.
***
В 1990-х – начале 2000-х параллельно разрабатывались и были приняты Гражданский и Хозяйственный кодексы, регулирующие, за некоторыми исключениями, одни и те же частноправовые отношения. Наша страна стала чуть ли не единственной, где сложилась подобная ситуация. У наших соседей на постсоветском пространстве идея хозяйственных кодексов давно побеждена, а её возрождение жёстко пресекается юридическим и предпринимательским сообществом.
Разговоры о противоречиях в упомянутых нормативных актах возникли не на ровном месте, а отрицание последних разбивается о судебную практику, каковой неоднократно приходилось, да и по сей день приходится искать способы разграничения норм ГК и ХК. Свидетельство тому, например, информационное письмо ВХСУ № 01-8/211, которое пыталось разрешить указанную проблему. При этом предлагаемый разъяснениями высшего суда механизм разграничения был громоздким и усложнял жизнь как бизнесу, желающему правовой определённости, так и юристам, работающим с ним. Зачастую судебные дела решаются путём простого игнорирования норм одного из кодексов.
Тут так же следует заметить, что гражданско-правовое регулирование, воплотившееся в ГК, впитало в себя представления своего времени о свободной рыночной экономике. ХК же строился на появившейся ещё в советское время концепции хозяйственного права, основной целью которой было обслуживание плановой экономики.
Если ГК предлагал гражданам и бизнесу свободу договора и диспозитивность положений кодекса, то ХК закреплял абсурдный порядок заключения договора с разного рода протоколами расхождений, нередко, опять-таки, приводивший к проблемам на практике.
О чём уж говорить, если одним из исходных принципов ГК является свобода предпринимательской деятельности, не запрещённой законом, а ХК определяет одной из основ хозяйственных отношений такую деятельность в границах, законом установленных?
Исходя из этого, полностью рациональным как для государства, так и для бизнеса, будет пойти путём отмены ХК, отжившего свою актуальность ещё на закате советской эпохи, и перехода к нормальному регулированию гражданско-правовых отношений между предпринимателями через ГК и специальные законы.