Конкуренція інтересів в авторському праві: хто правий, хто винен?
Як максимально точно і об'єктивно визначити, де закінчуються майнові права авторів і видавництв, з одного боку, і починається територія переважаючого суспільного інтересу?
Про конкуренцію інтересів в авторському праві читайте у коментарі старшого юриста, адвоката EVERLEGAL Юлії Танцюри для профільного видання "Юридична Практика" нижче або за посиланням.
*Коментар доступний лише російською мовою.
***
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года не конкретизирует понятие общественного достояния. Текст статьи 18 Конвенции фактически говорит нам - всё, что касается общественного достояния и порядка его урегулирования, определяется национальным правом каждого государства-участника самостоятельно.
Согласно статьи 30 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах" общественный интерес (то есть переход произведения в общественное достояние) начинается там, где заканчивается правовая охрана произведения. Вместе с тем, общественным достоянием принято считать также произведения, которые никогда и не имели правовой охраны (например, те, которые были созданы еще до вступления в силу правовых норм об авторском праве, или же те, которые традиционно относятся к категории фольклора).
Именно отсутствие четкого определения объектного состава общественного достояния усложняет определение момента, когда общественный интерес начинает превалировать. Плюс ко всему, сроки охраны имущественных прав в разных странах определяются по-разному, что часто приводит к возникновению споров, требующих строго индивидуального подхода для их разрешения.