Законопроєкт № 2493: корпоративне управління в акціонерних товариствах за новими правилами

Публікації
03.07.2020 1048

Про особливості корпоративного регулювання в акціонерних товариствах за новими правилами, передбаченими Законопроєктом № 2493, читайте у статті старшого юриста EVERLEGAL Юлії Кильчинської для профільного видання «Юридична Практика».

Читайте статтю нижче або на сайті видання «Юридична Практика» за посиланням

*Стаття доступна лише російською мовою.

 

 

 

 

16 июня 2020 года Верховной Радой Украины в первом чтении был принят проект закона Украины «Об акционерных обществах» № 2493 от 25 ноября 2019 года (далее – «Законопроект № 2493»). Законопроектом № 2493 предполагается изложение действующего Закона Украины «Об акционерных обществах» № 514-VI от 17 сентября 2008 года в новой редакции, а также внесение изменений в ряд законодательных актов регулирующих деятельность обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и участников фондового рынка.

И хотя Законопроектом № 2493 предусмотрены многочисленные изменения в регулировании деятельности и управлении акционерных обществ, в данной статье мы остановимся на особенностях корпоративного регулирования в акционерных обществах по новым правилам, предусмотренным Законопроектом № 2493.

Структурируем управление по-новому

Основным из нововведений Законопроекта № 2493 является структура управления акционерным обществом, которая, в зависимости от органов управления и распределения функций между ними, может быть одно- или двухуровневой. В частности, одноуровневая структура управления акционерным обществом предусматривает наличие общего собрания акционеров и совета директоров, при этом в совет директоров входят исполнительные и неисполнительные директора. В состав двухуровневой структуры управления входят общее собрание акционеров, наблюдательный совет и исполнительный орган (коллегиальный или единоличный).

Одним из основных отличий между данными структурами является распределение функций управления текущей деятельностью акционерного общества и осуществления соответствующего контроля над выполнением таких функций. Так, в соответствии с Законопроектом № 2493 одноуровневая структура управления предусматривает объединение функций контроля и управления в одном коллегиальном органе – совете директоров, при этом функции управления текущей деятельностью осуществляются исполнительными директорами, а неисполнительные директора (в том числе, независимые) выполняют функции управления рисками и контроля над деятельностью исполнительных директоров и общества в целом. В то же время, для акционерных обществ с двухуровневой структурой предусматривается четкое распределение функций, и функции управления текущей деятельностью акционерного общества, как и раньше, будут осуществляться исполнительным органом, а функции контроля над деятельностью исполнительного органа будет осуществлять наблюдательный совет.

Определение структуры управления акционерного общества относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров, и соответствующие положения о структуре управления акционерного общества должны быть отображены в его уставе. В случае создания акционерного общества с одноуровневой структурой управления, общество может принять решение про переход на двухуровневую структуру управления и наоборот, кроме акционерных обществ, к которым одноуровневая структура управления не применима (а именно, к предприятиям, представляющим общественный интерес).

Возможность проведения электронного общего собрания акционеров

Законопроектом № 2493 предполагается внесение изменений в порядок созыва и проведения общих собраний акционеров. В частности, предусматривается, что собрание акционеров может быть проведено путем очного голосования на территории Украины по местонахождению общества, кроме случаев, когда на дату принятия решения про созыв собрания 100% акций принадлежит нерезидентам. Также Законопроект № 2493 предусматривает, что общее собрание может быть проведено путем электронного голосования (электронное общее собрание), что предполагает созыв и проведение собрания через депозитарную систему Украины и/или авторизированную электронную систему Национального депозитария Украины в порядке, установленном Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

В общих собраниях акционеров, которые проводятся путем очного голосования, акционер может принять участие дистанционно через автоматизированную электронную систему. Таким образом, акционеру обеспечивается возможность принять участие в обсуждении по вопросам повестки дня. Однако, исходя из положений Законопроекта № 2493, смешанная система проведения общего собрания не совсем до конца определена нормами законопроекта и подлежит доработке.

Корпоративный договор и безотзывная доверенность

Одним из важных новшеств Законопроекта № 2493 в отношении корпоративных договоров стало положение о возможности для сторон заключать корпоративный договор по иностранному праву. Так, Законопроектом № 2493 предусматривается, что стороны корпоративного договора могут выбрать регулирующее право при условии соблюдения положений закона Украины «О международном частном праве». И хотя данные положения можно будет считать шагом вперед в корпоративных правоотношениях, поскольку многие инструменты корпоративного управления, имеющие широкое применение в практике иностранного права, в Украине остаются за пределами регулирования, при заключении корпоративного договора с учетом норм закона Украины «О международном частном праве» стороны корпоративного договора все-таки по-прежнему будут ограничены нормами такого закона в свободе выбора регулирующего права.

Согласно Законопроекту № 2493 отныне сторонами корпоративного договора могут быть не только акционеры акционерного общества, но и само общество, а также третьи стороны. Помимо этого, корпоративный договор, стороной которого является государство, государственное или коммунальное предприятие, а также юридическое лицо, в уставном капитале которого 25 и более процентов прямо или опосредованно принадлежит государству или территориальной общине, подлежит раскрытию на протяжении 10 дней с момента заключения такого договора на сайте соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Законопроектом № 2493 также прямо предусмотрена возможность выдачи безотзывной доверенности не только для обеспечения выполнения акционером его обязательств по корпоративному договору, но также и в случаях передачи акций в залог с целью обеспечения выполнения обязательств залогодателя в пользу залогодержателя. И хотя практика выдачи подобных доверенностей существовала и до вышеуказанных положений, Законопроектом № 2493 такая возможность была закреплена на законодательном уровне. Кроме того, в случае нарушения прав и интересов доверителя представитель по требованию доверителя должен прекратить пользоваться безотзывной доверенностью и отказаться от нее. В то же время Законопроектом № 2493 не предусмотрены случаи, при которых права доверителя будут считаться нарушенными, а также механизмы отказа представителя от безотзывной доверенности, учитывая, что такая доверенность выдается в нотариальной форме.

Корпоративный секретарь

В отличие от предыдущих положений законодательства, регулирующих деятельность акционерных обществ, Законопроект № 2493 содержит более детальные положения про должность, функции и обязанности корпоративного секретаря, а также определяет порядок его назначения и прекращение его полномочий. В частности, корпоративный секретарь является должностным лицом, выполняющим свои функции на основании трудового или оплачиваемого гражданско-правового договора (контракта). Корпоративный секретарь отвечает за эффективное взаимодействие между акционерным обществом, акционерами и иными инвесторами, обеспечивает подготовку, созыв и проведение общего собрания и выполняет функции секретаря общего собрания. Помимо этого, в случаях, установленных Законопроектом № 2493, корпоративный секретарь может выполнять функции председателя счетной комиссии на общем собрании акционеров.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности

Законопроектом № 2493 предполагается, что проверки финансово-хозяйственной деятельности общества по результатам финансового года будут осуществляться независимыми субъектами аудиторской деятельности, если иное не установлено уставом. Таким образом, формирование ревизионной комиссии или назначение ревизора в акционерных обществах отныне не предусмотрено, поскольку Законопроектом № 2493 члены ревизионной комиссии, а также ревизор были исключены из списка должностных лиц, как и положения о формировании и деятельности ревизионной комиссии.

Внедряем новые правила: сроки и возможности

Следует отметить, что заключительными положениями Законопроекта № 2493 предусмотрена необходимость для акционерных обществ привести свою деятельность, а также уставы и внутренние положения в соответствие с положениями данного закона до 1 мая 2021 года. Учитывая, что принятие Законопроекта № 2493 в первом чтении заняло почти полгода, в случае если столько же времени понадобится на его доработку и принятие во втором чтении, данный срок необходимо пересмотреть, чтобы дать возможность акционерным обществам адаптироваться к новым требованиям.

Долучайтесь до EVERLEGAL NewsBox, щоб отримувати актуальні юридичні інсайти щомісяця

We solve your legal issues
However complex they are
Wherever they occur
Whenever you need us